История Заволжского завода гусеничных тягачей

    В статье использованы материалы проспекта: Заволжскому заводу гусеничных тягачей 40 лет. (1949-1989 г.г.)


    Обложка   

        ЗАВОЛЖСКИЙ ЗАВОД ГУСЕНИЧНЫХ ТЯГАЧЕЙ

        ПРОСПЕКТ

        Фото - С. Николаев

        Составитель - В.П. Чернов

        Художественный редактор - С.В. Климов

        МЦ 00163.

        Кооператив "Принт" при ГОТ.

        Зак. 14. Тираж 6000

     










    "ВЕХИ БОЛЬШОГО ПУТИ”

    НА БАЗЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРЬКОВСКОЙ

    ГЭС В ОКТЯБРЕ 1949 ГОДА БЫЛ ОСНОВАН

    РЕМОНТНО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД

    В ЯНВАРЕ 1959 ГОДА ЗАВОД РЕОРГАНИЗОВАН В ЗАВОД ХИМИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

    В ОКТЯБРЕ 1967 ГОДА ЗАВОД РЕОРГАНИЗОВАН В ЗАВОД ГУСЕНИЧНЫХ ТЯГАЧЕЙ

    МЫ ГОРДИМСЯ СВОИМ ЗАВОДОМ

     

         История Заволжского завода гусеничных тягачей — по существу история всех подобных предприятий, выросших на Волге за последнее 40-летие.

    Горьковская ГЭС   В 1948 году на Волге против древнего города Городца по решению Советского правительства началось сооружение Горьковской гидроэлектростанции. Стройка вызвала к жизни и строительство ремонтно-механического завода.

    Коллектив завода выполнял заказы строителей по ремонту экскаваторов, тракторов, бетономешалок.

    Изготавливал металлоконструкции, высоковольтные опоры для линий электропередач, стрелы для экскаваторов и кранов, ножи для бульдозеров, фонарные столбы и ограды для здания гидростанции.

         При закладке основания гидроэлектростанции передовым рабочим завода была предоставлена честь отлить чугунную мемо­риальную плиту с текстом:

    1951 год

    22 апреля заложена Горьковская ГЭС

     

    Первый Корпус ЗЗГТ
         Коллектив завода рос, набирался опыта, готовился к выполнению других не менее  сложных и ответственных задач.

         В январе 1959 года завод был реорганизован в завод Химического оборудования с  подчинением Управлению тяжелого и общего машиностроения Горьковского С.Н.Х.

         Началась вторая жизнь завода. Ремонтные работы свертывались, росло количество  заказов по новому профилю. Завод начал налаживать связь по кооперации с другими  предприятиями области и Союза.

     

    Трактор на ЗЗГТ

    Цистерны ЗЗГТ     Завод приступил к выпуску категорийной аппаратуры. С этого момента  изменилась и роль контрольного аппарата, в помощь которому на заводе  создается рентгеноскопическая лаборатория.

         Основным производством на заводе стала сварка и газовая резка  угле­родистых и нержавеющих сталей.
         Создается технологическое бюро по сварочным работам, основным  нап­равлением которого стала разработка и внедрение передовой  технологии, прогрессивных методов сварки, механизация и автоматизация  сварочных и сборочных работ.

         Уже в 1960 году был внедрен стенд для автоматической сварки сосудов  диаметром от 1200 до 3000 мм конструкции института имени Патона.

     

    Рентгеноскопическая лаборатория на ЗЗГТ

    Сварка аппаратов на ЗЗГТ

         В 1961 году внедрен стенд для сварки аппаратов от 600 до 1800 мм. Освоена кислородно-флюсовая резка нержавеющих сталей. Внедрена и освоена полуавтомати­ческая сварка в среде углекислого газа.

     

    История ЗЗГТ

    Ёмкости изготавливаемые ранее на ЗЗГТ

    Внедрена электро-воздушная сторожка и разделка кромок листов нержавеющей стали.

         Внедрена плазменная резка нержавеющих сталей и др.

         Внедрение передовых технологий подняло уровень механизации электросварочных работ к 1967 году на 47%.

         Наряду с механизацией сварочных работ внедрялась и осваивалась новая техника и технология по сборке аппаратов и узлов.

         Свыше 30 наименований различных видов станков и механизмов было освоено и внедрено в производство по изготовлению химического оборудования.

         Изготавливаемая заводом продукция имела большой ассортимент: изготавливались емкости. 50-100 м3, мерники, воздухосборники, теплообменники, аппараты дистилляции, реакционные колонны, сверхскоро­стные фильтры, морозильные аппараты и др.

         Коллектив завода за прошедший период с 1958 по 1968 г.г. достиг высоких результатов в своей деятельности. Из убыточного предприятия перешел в прибыльное предприятие. Фондоотдача на этот период возросла в 3 раза, а себестоимость выпуска­емой продукции снизилась на 11,9 коп. на каждый рубль.

         Дальнейшее повышение эффективности работы завода, улучшение качества товарной продукции, ускорения научно-техни­ческого прогресса дало возможность заводу получить свидетельство на право исключительного пользования товарным знаком, выданным комитетом по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР, сроком на 10 лет.

         В октябре 1967 г. завод реорганизован в завод гусеничных тягачей и вошел в состав производственного объединения ГАЗ Министерства автомобильной промышленности СССР.

         Вновь было освоено кузнечное производство, прессовое, химико-термическое. Расширено на базе ранее существующего на заводе инструментальное, механо-обрабатывающее производство. Для этой цели строились новые и переоборудовались ста­рые корпуса.

         Большую помощь в становлении нового производства оказывал коллектив Горьковского автомобильного завода.

         В конце 1967 года в производственные цеха ГАЗа была направлена большая группа работников нашего завода для освоения нужных заводу профессий и непосредственного участия в изготовлении деталей и узлов передаваемого заводу гусеничного транспортера ГАЗ-71 ГТ-СМ.

     

    Продукция ЗЗГТ

         В июле 1968 года на временных площадях бывшего слесарного цеха был собран первый гусеничный транспортер ГАЗ-71 ГТ-СМ. Это была первая победа коллектива завода в освоении нового серийного производства. С этого момента начинается постепенный ввод в действие технологических линий отдельных участков и цехов, монтаж передаваемого с ГАЗа технологи­ческого оборудования.

         В марте 1969 года вводится в строй действующих сборочный конвейер, участок сварки корпусов и окраски готовых к отправке машин.

         В 1969 году прессовый цех начал выдавать корпусные детали мелкой штамповки.

         В 1970 году вводится участок крупной штамповки корпусных деталей. Внедряются линии: опорных катков, обработки балан­сиров, торсионных валов, цветного литья и др. Начинается сборка узлов главных, бортовых передач, трюмных насосов и при­вода вентилятора.

     

    Работники ЗЗГТ

    Работница ЗЗГТ

         В 1973 году вводится в строй кузнечный цех и производится первая поковка. Начинается массовое изготовление кова­ных траков из полосовой марганцовистой стали вместо поставляемых ранее литых траков.

         1968-1971 г.г. Осваивается термическая обработка и металлопокрытие деталей в химико-термическом цехе.

         Впервые в стране в 1970 году внедряется новый процесс термообработки пальца трака "Борирование”.

    Инструментальный цех завода осваивает изготовление штампов и оснастки, массо­вое изготовление режущего инструмента для обеспечения работы основного произ­водства.

         В 1977 году одному из первых инструментальному цеху присваивается звание "Цех высокой культуры производства”.

         Введен в строй действующих корпус складов с передовой технологией складиро­вания и хранения заготовок и полуфабри­катов.

         Организационный период заканчивался, и коллектив завода стал наращивать темпы не только по выпуску освоенной продук­ции, но и по ее совершенствованию. Улучшаются качественно детали и узлы, совершенствуются технологические процессы. Осваиваются новые модификации машин.

         1982 год. Осваивается транспортер ГМП, который является модификацией транспортера-тягача ГТ-СМ.

         1983 год. Осваивается транспортер-тягач ГТ-ПС, предназначенный для поиска аппаратов и эвакуации людей на суше, воде и болотистой местности в любое время суток.

         1985 год. Осваивается модификация ГТ-СМ-1 с увеличением дорожного просвета, запаса топлива и увеличения ресурса механизма движителя.

         В 1986 году в честь открытия 27-го Съезда КПСС осваивается гусеничный транспортер-тягач 34031, предназначенный для производства геолого-разведочных работ, обследования нефте-газопроводов и др. работ в сложных районах Севера, Сибири и дальнего востока.

         С 1975 года выпускаются учебные стенды, представляющие действующие модели системы электрооборудования, системы питания, гидравлической тормозной системы автомобиля ГАЗ-53-12 для кабинетов автодела сельских общеобразовательных школ и комитетов ДОСААФ, в составе учебного класса группы стендов бензиновых автомобилей, выпускаемых Ликинским авто­мобильным заводом.

         С 1982 года на заводе начинают внедряться станки ё числовым программным управлением:

    токарные мод. 16К20Т1, фрезерные мод. ГФ-2171, сверловочные мод. 2Р135 Ф 2-2, обрабатывающие центра мод. ИР-500М Ф4, токарно-карусельные мод. 1512Ф3.

         За период с 1982 года по настоящее время на заводе внедрено 30 единиц оборудования с программно-числовой оператив­ной системой управления.

         В условиях постоянного наращивания технического потенциала, улучшения модификаций транспортеров, улучшения качес­тва внедряемой продукции немаловажное значение имеет профессиональная подготовка кадров.

         Ежегодно проходят профессиональное и экономическое обучение более 800 человек. Их них 140-150 инженерно-технических работников. Обучение производится непосредственно на учебной базе завода, в учебно-отраслевом центре Горьковского авто­мобильного завода и филиалов института повышения квалификации.

         Для самообразовательной подготовки работающих на заводе имеется техническая библиотека, располагающая 19660 экз. рукописных и печатных изданий.

         Художественный фонд при библиотеке профкома завода — 16900 книг. Из них 50% по всем отраслям знаний. Ежегодная посещаемость библиотек работниками завода более 1000 человек.

         Одновременно с развитием и освоением производственных мощностей получали развитие и предприятия соцкультбыта.

         Общественное питание организовано е две смены. В заводе имеется столовая на 550 посадочных мест, буфеты и диети­ческая столовая на 50 мест, в стадии завершения строительство магазина.

         Медицинское обслуживание работающих осуществляется медпунктом завода. Имеется стоматологическое отделение, физио­кабинеты, прием больных осуществляется врачом терапевтом.

         Детские учреждения, имеющиеся у завода, обеспечивают насущную потребность работающих. Имеется вновь построенный детский комбинат на 280 мест, детские ясли на 70 мест, детский сад на 70-80 мест.

         Для отдыха детей в летний период завод имеет пионерский лагерь в живописной местности на реке Узоле на 120 человек в каждую смену.

         Ежегодно организуется Городской летний лагерь при подшефной школе № 15 в количестве 100-150 человек. Организуется лагерь труда и отдыха в летний период при подшефном колхозе. Всего за летний период за счет указанных мероприятий про­ходят оздоровительный процесс 780-800 детей работников завода.

         Для отдыха работающих с 1987 года функционирует турбаза на 56 мест. Посещают санаторий ежегодно 85-90 человек, дома отдыха и пансионата — 100-110 человек. Пользуются диетпитанием более 800 человек ежегодно.

         Работает кружок художественной самодеятельности, в которой принимают участие около 250 человек. Действуют и другие кружки: духовой, вокальный, вокально-инструментальный, хоровой.

         Коллектив физкультуры завода насчитывает в своих рядах более 1000 человек. В различных спортивных секциях занимаются более 250 человек, в группах здоровья 87 человек. Культивируются такие виды спорта как лыжи, волейбол, теннис, хоккей, фут­бол, гиревой спорт и легкая атлетика.

         Ежегодно проводятся летняя и зимняя спартакиады. Спортсмены завода участвуют в районных и областных соревнованиях.

         Для ведения физкультурно-массовой работы в коллективе физкультуры завода имеется прокатный пункт с наличием инвентаря более чем на 70 тыс. руб. На развитие физкультуры и спорта и приобретение инвентаря из бюджета профкома завода ежегодно выделяется более 15 тыс. рублей.

         На заводе большое развитие получает среди работающих садоводство и огородничество. На данный момент существует пять садово-огороднических обществ с количеством членов 413 человек, общей площадью выделенных земель 27,7 га.

         Уделяется внимание развитию подсобного хозяйства завода, которое в настоящее время располагает земельными угодьями в 43 га, тепличное хозяйство с площадью более 0,5 га, свинарник с содержанием более 300 свиней.

         Одним из важных вопросов развития производительных сил является обеспеченность работающих жильем. Этому вопросу на заводе придается большое значение. С момента основания завода построено 14 домов с общей жилплощадью 43,5 тыс. м2. в том числе два общежития: молодежное на 360 койко-мест, общежитие (гостиного типа на 259 комнат).



    Завод продолжает свое развитие на перспективу.

    Ведущая роль в становлении завода и его коллектива принадлежит

    партийной организации и Совету трудового коллектива завода.

    Мы любим свой завод, на котором работаем, и гордимся его трудовой биографией.

    Мы любим свой город, в котором живем, и являемся его ровесниками.